Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Общество

Эстонские шведы – кто они?
Статья вице-канцлера министерства культуры Анне-Ли Рейма, рассказывающая о непростой истории эстонских шведов - народа, проживавшего в Эстонии вплоть до 1942 года. В наши дни история продолжается...

Весеннее собрание совета национальных меньшинств, действующего при министерстве культуры, прошло в последних числах мая в парламенте Эстонии. В собрании принял участие и министр культуры Рейн Ланг, который в своем обращении к собравшимся заверил, что сотрудничество министерства с организациями национальных меньшинств будет продолжено. Во встрече также приняли участие первый вице-спикер парламента Лайне Рандъярв, руководитель интеграционного фонда MISA Татьяна Муравьева, а также руководитель Целевого Капитала Гражданского Обществ (KÜSK) Агу Лайюс. Разговор шел о ближайших проектных конкурсах и о планах на лето. В частности, на встрече договорились о том, что следующее собрание совета будет выездным и пройдет в Хаапсалу.

Таким образом, помимо обсуждений рабочих вопросов, представители организаций национальных меньшинств смогут познакомиться с историей и культурой прибрежных или, как их еще называют, эстонских шведов - одного из старейших национальных меньшинств, проживающих в Эстонии, чей музей и места компактного проживания находятся под Хаапсалу.

Эстонские шведы, которые проживали в Эстонии на северо-западном побережье Балтийского моря, со средних веков вплоть до 1944 года, представляют собой национальную группу с уникальной историей и культурой. И если факт проживания шведов в Финляндии широко известен, то нахождение их поселений в Эстонии для многих является новостью.

Раньше эстонских шведов еще именовали «островным народом» (aibofolket), а их поселения – Aiboland. Когда-то в Ноаротси и на Вормси, на островах Пакри, Рухну и Осмусаар, а также на северо-западном побережье Эстонии, говорили, в основном, на шведском языке. Жили шведы и на Найсааре и Хийумаа. «Столицей» эстонских шведов был центр Лянемаа – город Хаапсалу.

Основным занятием эстонских шведов было рыболовство, мореплавание и земледелие. Отдаленность от соотечественников из Швеции и Финляндии проявила себя в характерном для местных шведов диалекте, а на островах, в особенном, общинном укладе жизни.

Первое документированное упоминание об эстонских шведах, проживавших в Хаапсалуском городище, относятся к 1294 году. До Ливонской войны, шведы проживали на обширных территориях: от юго-запада до востока, а также на островах на западе Эстонии. Любопытно, что в отличие от остальной Эстонии, там, где жили шведы, действовало «шведское право», что означало меньшие налоги и дешевое землепользование.

В отличие от коренных жителей Эстонии, которые находились в те времена в крепостном праве, эстонские шведы жили под протекторатом своего королевства и были свободными хуторянами. Со сменой власти привилегии, гарантированные королевскими письмами продлевались. Так, после заключения Ништадского мира в в 1721 году наравне с правами балтийско-немецких баронов были признаны и привилегии проживавших тут шведов, включая правовые нормы и традиции.

Тем не менее, жизненные стандарты эстонцев и местных шведов на протяжении всей истории были практически одинаковыми. Однако неотъемлемой частью идентитета эстонских шведов был менталитет свободных людей и постоянное противостояние попыткам отобрать привилегии и права со стороны владельцев мыз.

В историю вошла так называемая высылка Хийуской деревни Рейги в Украину, произведенная в 1781 году по указу императрицы Екатерины II. Тогда в Крыму шведами была основана своя деревня под названием Gammalsvenskby. В Эстонии начало конца шведского влияния на Хийумаа положила ссора с местным графом Стенбоком, после чего в Рейги и на Кярдла шведы очень быстро обэстонились.

После Первой Мировой войны для эстонских шведов наступили времена быстрого культурного и экономического подъема. У шведов было место своего народного секретаря при правительстве, а также свое представительство в Государственном Собрании. Тогда же было основано первое высшее учебное заведение на родном языке, а контакты между Швецией и Финляндией стали особенно тесными.

Музей в Ноаротси. Фото: etnoweb.eeЗакатом процветания эстонских шведов стала Вторая Мировая война и советские военные базы, построенные в западной Эстонии в 1939 году. Шведы были эвакуированы с островов Осмусаар, Пакри и с Найсаара еще до июня 1940 года. За присоединением Эстонии к СССР последовали репрессии. Привычная до сих пор деятельность – мореходство и рыболовство стали затруднительными, что послужило причиной к появлению мыслей о переселении в Швецию.

Массовое переселение началось в 1943 году. Всего в промежутке между 1943 и 44 годами Эстонию покинули около 6800 человек или практически 90% от всех проживавших здесь шведов. После 1944 года практически все места исторического проживания эстонских шведов оказались на закрытых пограничных территориях. Шведские школы были закрыты и шведский остался лишь домашним языком общения. Поселения на островах исчезли.

Вновь об эстонских шведах заговорили в 1988 году. Тогда же было основано общество культуры эстонских шведов, стал выходить журнал Ronor. В 1990 году в Ноаротси основали первую гимназию с углубленным изучением шведского языка, годом позже появилась научная библиотека, архив и музей.

В наши дни поселки эстонцев шведов объединяет много общего – нетронутая, благодаря когда-то закрытым приграничным территориям, природа, низкая населенность и большое число говорящих на шведском языке. До сих пор на эстонских островах и на материке используются шведские названия поселков и мест, которые становятся все более привлекательными маршрутами для туристов.

В настоящее время в Эстонии проживает примерно тысяча эстонских шведов, учащаются контакты с бежавшими в Швецию людьми, которых на сегодня насчитывается до 5000 человек. Многие из них получили обратно отнятую предыдущими властями землю. Очень активно действуют шведское культурное самоуправление, образовательное общество, несколько местных и культурных объединений, регулярно выходит в свет журнал „Kustbon" (Житель побережья). Каждый год в июле отмечаются дни эстонских шведов. В этом году они прошли в рамках Таллиннских Дней Моря.

Нынешнее поколение эстонских шведов, которое старательно заботится о сохранении своего языка и культурного наследия, является неотъемлемой частью нашей общей истории.

Анне-Ли Рейма, вице-канцлер министерства культуры
По материалам
www.dzd.ee
Категория: Общество | Добавил: shepot (03.08.2011)
Просмотров: 2275 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Ноаротси, Ланг, культура эстонских шведов, Хаапсалу, Эстонские шведы, рейма, национальные меньшинства
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 14.12.2018, 00:34
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100